8 (499) 550 16 00
Москва
8 (499) 550 16 00
Москва

«Дошкольное развитие – залог всей последующей жизни ребенка»

Девочка с книгойВ последнее время все чаще встречаю ребят, которые, по словам родителей, были очень смышлеными до школы, а в школе учатся с большим трудом. Родители огорчаются и не понимают, как такое случилось с их умным малышом. Однако на все есть причины. И одной из самых распространенных проблем таких детей оказывается неумение четко, правильно, точно и в срок выполнить задание самостоятельно и не только в первых классах, но и в более старшем возрасте.

 Ведь, если проблема существует, то ее надо решать, но, к сожалению, она обычно ускользает из поля зрения родителей.

Девочки у доски

Вот несколько наиболее распространенных причин школьных неудач:

  1. Гиперопека со стороны родителей. Родители вольно или невольно сами  все делают вместо ребенка, оправдывая это своей занятостью, сочувствием ребенку или тем, что у ребенка ничего не получится: он порежется ножницами, ударится или уколется карандашом.
  2. Раннее обучение детей тому, чему по возрасту их научить нельзя из-за физиологических особенностей этого возраста. Например, читать, вычислять и писать до трех-четырех лет.
  3. С ребенком поздно начали заниматься, и он не успел научиться учиться.
  4. Ребенка до школы не научили делать именно то, о чем его просят.  В результате, он привык немного изменять задание, но не из творческих соображений, а потому, что не хочет и не может его понять и выполнить до конца.
  5. Ребенок рано научился пропускать слова взрослых мимо ушей, не вникая в их смысл.
  6. Ребенок не умеет признавать свои ошибки, так как чувствует себя униженным, если кто-то эти ошибки замечает и предлагает над ними поработать.
  7. Ребенок не умеет и стесняется задавать нужные вопросы, чтобы понять материал.
  8. Ребенок привык на все отвечать: «Нет». В таких случаях его ложная гордость не дает ему вникнуть в суть поставленных перед ним задач.
  9. У ребенка с детства закрепились ненужные страхи.
  10.  Мы забыли, для чего занимаемся с ребенком, и не играем с ним, а только требуем.

В результате, в знаниях появляются пробелы и неясности, а затем и сопротивление, что впоследствии мешает ему хорошо учиться.

Как же и когда это происходит? Возможно, когда уставшие родители сами перестают контролировать свое поведение и речь, например, так:

– Когда же ты научишься сам одеваться? –  спрашивает мама малыша лет 3-4, продолжая его одевать. Так именно сегодня, как, впрочем, и вчера, ей некогда. 

Жаль, т.к.  умение одеваться – это возможность уже сейчас научиться делать что-то хорошо и точно, то есть именно то, что пригодится в школе, а вопрос, не требующий ответа, приучает ребенка не слушать обращенную к нему речь.

Безусловно, для того, чтобы наши занятия с детьми были успешными, необходимо знать реальные возможности ребенка в том или ином возрасте. Так, обучение детей чтению и счету до 3,5 лет, в большинстве случаев, не только ни к чему не приводит, но и вызывает у них желание избегать любых обучающих занятий.

Бывает и наоборот. Родители слишком долго не решаются начать занятия с ребенком, упуская драгоценное время. Они ждут мифической точки «созревания».  Однако такой точки просто не существует. Отсутствие у ребенка интереса к занятиям – вовсе не признак его неготовности к учебе, а лишь свидетельство нашего неумения или нежелания заинтересовать малыша. Необходимо больше читать, консультироваться со специалистами и находить все новые способы увлечь ребенка, а не принимать его отказ, как руководство к бездействию.

Иногда родители считают непозволительным ущемлять свободу ребенка и навязывать ему регулярные занятия.

Однако разве мы мало встречали ребят, которые уверены, что родители к ним отлично относятся и «никогда не ругают», но при этом они с удовольствием выполняют задания и поручения родителей? Секрет в том, что старшие учат их точно выполнять поручения личным примером и с помощью учебных, ролевых и настольных игр. Работа для них – это игра, а игра – работа, поэтому эти ребята с удовольствием берутся за дела, с помощью которых можно потренировать внимание и терпение, а также правильную реакцию на проигрыши и ошибки. 

Личный пример родителей – это самая главная составляющая воспитания. Но как ребенок может понять, что его родители умеют хорошо работать и учиться, если папа что-то непонятное делает у компьютера, а мама, в основном, одна на кухне или говорит по телефону?

Другое дело, когда все хозяйственные дела родители стараются решать вместе и не жалеют времени на участие в них детей:

– Найди синюю сумку и отнеси папе. Он собирается пойти в магазин, – просит мама.

– Спасибо, малыш! – благодарит папа. – Спроси у мамы, что купить?

Ребенок с удовольствием бегает от мамы к папе и обратно, точно запоминая поручения и развиваясь. Однако, если родители из ложной гордости отказываются выполнять мелкие просьбы друг друга, то и ребенку скоро это надоест.

Иногда неправильно сформированная мысль может закрепить неправильное мировосприятие или самооценку. Если мы все отрицаем, ругаем и жалуемся на отсутствие денег, здоровья или на скуку, то наш ребенок научится чувствовать то же самое, и как тогда нам убедить его в том, что математика логична, а грамматика красива, и что все это ему по силам?

Не стоит говорить про ребенка или про себя, что он или мы что-то не умеем. Если мы действительно не умеем, то лучше предложить выход:

   – Знаешь, давай дойдем завтра до мастерской, там есть специалисты, которые смогут нам объяснить, как это починить.

Заодно мы показываем ребенку, что и мы можем чего-то не уметь, но согласны этому учиться,  и, что почти любую проблему можно решить.

Очень хорошо, если ребенок сможет сам расспросить мастера, воспитателя или продавца, чтобы решить свою задачу.

Вы удивитесь, если узнаете, как много взрослых людей в глубине души боятся обращаться в нужные им конторы: поликлиники, прачечные, почтовые отделения и парикмахерские. Если ребенок с детства учится решать свои проблемы и не стесняется задавать вопросы школьным учителям, то это не только поможет ему хорошо учиться, но и избавит его от проблем в будущем. Устранить подобные сложности в общении хорошо помогают настольные игры, где серьезное переплетается с шуткой, а азарт заставляет забыть про застенчивость и кажущееся неумение.

Не стоит при детях жаловаться на усталость и болезни. Они мгновенно перенимают подобные манеры и в лучшем случае используют их, для манипуляции родителями. Дети, говорящие неправду, часто вовсе не обманывают, т.к. искренне входят в роль и чувствуют все симптомы.

Еще хуже, если у ребенка, на почве подобных разговоров, развиваются страхи. Ребенку становится не по себе и не до учебы. 

Если мы хотим научить ребенка сочувствовать, то лучший способ приучить его сопереживанию – это помогая вместе с ним своим близким и друзьям.  Так, каждый из родителей может вместе с ребенком предложить помощь, например, принесшему тяжелые сумки взрослому. Разгрузить их и  предложить  отдохнуть или поесть. Тогда ребенок усваивает, что сочувствие и помощь человек может получить не за болезнь или слабость, а просто, когда он в них нуждается. Тогда и ребенок, устав от каких-то дел, скажет:

– Подожди, я передохну, а потом мы закончим начатое. 

Всегда нужно помнить, что стремление играть нам дано не для расслабления, а для лучшего обучения. Кто не играет, учится с большим трудом и редко достигает вершин своих возможностей. Другое дело, что игры должны соответствовать возрасту и способностям человека.

Так, правильно организованные ролевые и настольные игры, не только помогут проработать шероховатости воспитания, но и научат всех членов семьи взаимодействовать друг с другом. Например, играя в пиратов, можно научиться спасать, помогать, поддерживать членов своей команды, и даже быть щедрым и великодушным, но если дети всегда играют одни без участия взрослых или опытных игроков, то иной раз можно наблюдать картину, напоминающую книгу Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Только те родители, которые не отгораживаются от детей «неотложными делами» пока они растут, имеют шанс по-настоящему уберечь своих детей от плохих влияний и могут рассчитывать на близость с ними и во взрослом возрасте.

©  Автор статьи

 Анна Сергеевна Речицкая