8 (499) 550 16 00
Москва
8 (499) 550 16 00
Москва

«Перевоспитание трудного ребенка»

Трудный ребенокПсихическое развитие детей 5-6 лет.

  Ребенок, которому исполнилось 5-6 лет, по своему психическому развитию уже сильно отличается от детей младшего возраста.

 В этом возрасте он – уже вполне сформировавшаяся личность. И по его поведению, отношению к людям и к окружающему миру можно составить его психологический портрет.

  Ребенок в этом возрасте уже много знает и умеет. Он понимает, что можно делать, а что – нельзя. Ребенок старшего дошкольного возраста уже хорошо ориентируется в окружающем его мире и охотно высказывает свое мнение. Легко общается с детьми и со взрослыми. У ребенка в этом возрасте вырабатывается усидчивость, и он подолгу может заниматься любимым делом: лепить, рисовать, конструировать.

 Пятилетний ребенок уже не так привязан к матери, как было в три года. Он становится более самостоятельным, а иногда – требовательным и эгоистичным, когда его желания не хотят исполнять. Ведь, по его мнению, он – почти взрослый!

 Многое зависит от отношений взрослых между собой в семье, где растет ребенок. Ведь он сейчас подражает всем, кто его окружает и впитывает в себя и хорошее, и плохое.

  Трудный ребенок.

  Считается, что трудный ребенок – это ребенок, чье поведение сильно отличается от поведения других его сверстников. Один ребенок – чересчур замкнут, не играет с детьми, глядит на всех исподлобья, другой – гиперактивный: дерется с детьми, кричит, ни минуты не сидит на месте, требует, чтоб было все, как хочет он. И тот, и другой пример – признак неправильного воспитания.

 В первом случае – ребенку не давали развиваться как личности. Вполне возможно, что родители делали все за него, и малейшие признаки инициативы пресекались на корню. А, может быть, за каждый проступок его ждало наказание. О каком развитии ребенка может идти речь?

 Во втором случае – наоборот, родители во всем ребенку потакали. И если он не получал желаемого – переходил на крик. Ребенок в этом возрасте хорошо чувствует, если взрослые идут у него на поводу и с радостью этим пользуется.

 Также влияет на психическое развитие ребенка и атмосфера в семье. Если ребенок живет в семье, где главные аргументы в любой спорной ситуации – крик, ругань, драки, то он уже с детства для себя уясняет, что эта модель поведения – самая верная!

 Родители также должны понимать, что уже в этом возрасте ребенок учится жить и выживать в этом мире не только на их примере, но и черпает информацию из фильмов, мультфильмов, журналов и компьютера. В наше время, когда цензуры практически нет, очень опасно оставлять ребенка наедине с телевизором или компьютером, не посмотрев – что же смотрит в данный момент их ребенок? Ведь даже в мультфильмах присутствуют элементы насилия и жестокости! А что говорить о кинофильмах, где без убийства, стрельбы, рукоприкладства не обходится ни один сюжет?

  Трудный ребенок в детском саду.

  И вот такой ребенок приходит в детский сад. И для замкнутого, и для чересчур активного ребенка эта ситуация – стрессовая.

 Замкнутый, затюканный ребенок в детском саду боится всех: воспитателей, нянечек, детей. Он сидит в сторонке, боясь включиться в игру. На занятиях всегда молчит, не отвечает на вопросы, и воспитатель не может понять: ребенок молчит от страха быть наказанным за незнание или просто боится всех? Он очень уязвим, ведь дети сразу видят его слабую сторону и начинают над ним надсмехаться и всячески задевать.

 Другой же, гиперактивный ребенок, придя в детский сад, сразу пытается завоевать первенство и стать лидером. Но как это сделать правильно – он не знает. Единственный пример поведения в обществе – его родители, и ребенок начинает устанавливать свои порядки в детском саду. Воспитатели с ним не могут сладить: их требования он просто игнорирует,  ведь ребенок не привык подчиняться. Детям от него тоже достается. Жалобы воспитателя родителям тоже не помогают, ведь они считают, что их ребенок – самый лучший!

 Чтобы перевоспитать таких детей - надо выбрать правильную тактику.

  Перевоспитание трудного ребенка.

  Способы перевоспитания трудного ребенка зависят от его психического развития. Иногда заторможенность, нервозность, вспыльчивость и агрессивность зависят вовсе не от воспитания его в семье, а от психического здоровья самого ребенка. Тогда родителям просто необходимо показать ребенка специалисту: неврологу, детскому психотерапевту. Только  специалист может дать рекомендации о воспитании такого ребенка.

 Но если ребенок здоров, а трудности в общении с ним возникли от неправильного воспитания, то воспитатель к каждому такому ребенку должен выработать определенный подход.

Замкнутый ребенок

 Подход воспитателя к  замкнутому ребенку.

  С замкнутым ребенком воспитатель почти не испытывает проблем. Но такой ребенок среди других детей очень несчастен! Он не принимает участие в детских играх, не общается со своими сверстниками. Он боится. Боится быть смешным, боится сказать что-то невпопад, боится, что его будут ругать.

 Воспитатель должен проявить такт и терпение к такому ребенку. Надо постепенно приучать его участвовать в жизни группы.

 Надо чаще давать ему небольшие поручения индивидуального характера, чтоб ребенок мог себя в них проявить с лучшей стороны. Например, дать поручение – полить цветы. В этом поручении нет соревнования, а значит, ребенок не будет переживать, что он окажется хуже всех.

 Не надо торопить ребенка, но можно тактично показать, как правильно и аккуратно выполнить задание. И обязательно похвалить его! Пусть он почувствует себя нужным. Это будет его маленькой победой над его страхами и неуверенностью.

 Можно попросить такого ребенка сложить книжки в шкафу, а потом, после выполненной работы,  обратить внимание детей на то, как аккуратно он сложил книжки.

 Постепенно задания можно усложнять. Предложить ему и еще двум-трем детям разложить на столах, например, бумагу и краски для занятия по изобразительному искусству. Конечно же, детей ему в помощники надо выбрать спокойных и уравновешенных, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в их компании.

 Пройдет совсем немного времени, и ребенок начнет уже сам проявлять инициативу в выполнении того или другого задания, будет с удовольствием участвовать в жизни своей группы.

Активный ребенок

 Подход воспитателя к гиперактивному, задиристому ребенку.

  Если в первом случае воспитатель должен проявить такт и понимание, то к чересчур активному, задиристому, крикливому ребенку подход должен быть совсем иной. Такой ребенок хочет быть везде первым, хочет, чтобы ему все дети подчинялись. Но в старшем дошкольном возрасте такому ребенку сложно еще определить грань дозволенности. И он таким способом пытается завоевать лидерство.

 Но, как ни странно, с таким ребенком воспитателю справиться можно очень легко, если он выберет правильную тактику.

 Такой ребенок – уже лидер. С таким ребенком воспитателю надо не враждовать, ругая и одергивая его, а, наоборот, сделать своим союзником.

 Надо назначить такого ребенка следить за дисциплиной: чтобы никто не шумел, не дрался. Предложить ему почувствовать себя взрослым и уравновешенным. Дети в этом возрасте любят быть наравне со взрослыми. Такой ребенок будет гордиться возложенными на него обязательствами и постарается сделать все, чтобы воспитатель им гордился.

 Такого ребенка тоже надо обязательно хвалить, обращая внимание его на то, как хорошо он помогает воспитателю следить за дисциплиной. Почаще говорить, что без его помощи воспитателю трудно было бы справиться с таким количеством детей. И обязательно напоминать ребенку, что его хорошее поведение будет примером для других детей.

  Работа с родителями.

  Воспитатель обязательно должен поговорить с родителями трудных детей, объяснить ошибки в их воспитании. Постараться убедить их действовать сообща с воспитателем в перевоспитании трудного ребенка. И тогда ребенок вырастет не только здоровым физически, но и будет вполне гармонично развитой личностью!

 

 © Автор статьи

педагог-психолог

Буглак Елена Николаевна