8 (499) 550 16 00
Москва
8 (499) 550 16 00
Москва

«Учить буквы – это весело!»

 Учим буквыРебенок может научиться читать по-настоящему только после трех с половиной лет. Однако, начиная с двух лет, любой ребенок способен научиться различать и запоминать буквы и, конечно, мы должны помогать ребенку в реализации этой и других его возможностей.

 

У некоторых родителей может возникнуть вопрос:

- Зачем же учить буквы, если читать еще рано?

Изучение букв, как и геометрических фигур, дополнительно развивает абстрактное мышление, внимание  и память. Есть еще и психологическая сторона вопроса. Ребенка  после трех лет труднее уговорить запоминать что-то непонятное и ненужное для привычной деятельности, поэтому процесс может растянуться и даже послужить причиной взаимного недовольства в семье.

- Наш Алеша, похоже, родился ленивым, – нередко приходят к выводу взрослые, не сумевшие заинтересовать своего малыша.

Однако существует множество интересных занятий и игр, превращающих изучение букв в удовольствие. Заметим сразу, что такие игры можно использовать и для изучения цифр, геометрических фигур и много другого. Кроме того, воплощение в жизнь наших способностей, приносит нам самую большую радость.

 

С чего начинать?

В магазинах продаются плакаты и книги разных авторов со стихами и картинками про каждую букву. Также существует множество озвученных азбук в виде говорящих плакатов и книг, и даже «Говорящая ручка». (Компьютеры и планшеты вызывают у детей привыкание и зависимость, поэтому лучше поберечь от них хотя бы дошкольников.)

По-прежнему, пользуются популярностью: лото, домино, кассы букв,  карточки и многое другое, но сейчас хочется поговорить о том, что мы можем сделать сами или почти сами.

 

Начинаем с двух разных букв, например, с А и О. Когда ребенок научится их различать, продолжим, добавляя по одной букве. Ребенку понравится, если мы их одушевим и расскажем, например, такую историю из жизни букв:

«Однажды буква О зашла в гости к букве А и позвала ее покататься с горки.

- Хитрая ты, О! Тебе легко кататься, ты круглая, а я себе все бока отобью. Давай лучше пойдем лазить по лестницам, - возразила буква А.

- Нет уж, у тебя ножки есть, а у меня нет. Как я буду по лестницам лазить? – не согласилась буква О, – а не пойти ли нам прогуляться по парку?

Так они и сделали. О катилась по дорожке, а за ней на коротеньких ножках семенила А. Они любовались природой и весело болтали,  и обе были довольны.»

 

 Для того чтобы ребенку позднее было легче учиться читать, буквы следует называть их звуками. Так, не «эм», а «мм», не «эн», а «нн», но называть их «мэ» или «нэ» нельзя. Полезно обсудить с ребенком, чем буквы отличаются по начертанию и по способу произношения, для чего подойти к зеркалу и посмотреть, как ведут себя губы и язычок, когда мы произносим разные звуки. Для начала выбираем наиболее далекие по звучанию буквы. Так, обсуждая «а» и «о», для контраста можно продемонстрировать и звук «мм»:

- Посмотри, когда ты говоришь «аа», твой рот открывается очень широко, а когда «оо», губы сжимаются в трубочку. Вот еще одна буква. Она звучит так: «мм». Попробуй повторить. Видишь, как плотно сжались твои губки.

 

Занятия с пластилином.

Пластилин – это универсальный материал для развития ребенка. С его помощью можно не только развивать мелкую моторику, но и лепить различные творческие поделки в любом возрасте. Он очень хорош для изготовления учебных пособий. Например: геометрических фигур, цифр и букв. Лучше всего использовать пластилин, который медленно застывает на воздухе и не оставляет жирных пятен на бумаге. Например, Play-Doh.

Пластилиновые точки по контуру буквыСамые маленькие смогут выкладывать пластилиновые точки по контуру буквы (см. рисунок).

 

 

 

Пластилиновые колбаски по контуру буквы

Малыши, которые уже умеют катать колбаски, могут тоже выкладывать эти колбаски по контуру буквы или, изучив из каких элементов состоит та или иная буква, сделать детали буквы из пластилиновых колбасок, а затем составить из них букву. Для того, чтобы детали были ровнее и красивее, можно закруглять их, оборачивая вокруг любого цилиндра, выравнивать по линейке и прочее. Когда буква высохнет, с ней можно будет поиграть. Например, приделать к ней ручки и ножки и поиграть как с обычным персонажем любимых игр. Разница лишь в том, что звук, которым мы пока называем букву, становится ее именем.

Можно предлагать детям и такие шуточные задания:

«Поспорили как-то буква «Вв» с буквой «Фф», кто из них сложнее и у кого палочек и окошек больше. Попробуй сравнить эти буквы и сказать у какой буквы больше палочек, а у какой окошек».

 

Раскраски

Тут все ясно. Закрашивание или штрихование букв не только помогает их запомнить, но и развивает мелкую моторику. Вы легко можете распечатать и использовать приложенные ниже раскраски с буквами.

 

Игры с буквами

Почти любую детскую игру можно превратить в игру с буквами.

 

Лото легко сделать из любых карточек с буквами. Можно использовать даже обычный картон и наклейки. Правила игры в лото известны всем, поэтому не станем на них задерживаться. Отметим только, что не стоит увлекаться карточками с большим количеством букв. Шесть-восемь букв вполне достаточно. Можно и меньше.

 

Мемо (мемори) – эта игра улучшает память и помогает запоминать полезные сведения. У нас это – буквы.

Необходимо иметь два набора одинаковых карточек с буквами. Начинаем с 10 пар.

Перемешиваем карточки и выкладываем их на стол рубашками вверх.

Затем каждый по очереди переворачивает по две карточки. Если буквы разные, то карточки кладут обратно, а если одинаковые, то перевернувший их игрок забирает обе карточки себе, громко объявляя:

- «Жж» - моя! – называет звуком угаданную букву игрок.

Цель игры: собрать как можно больше парных карточек, поэтому все игроки стремятся запомнить, где какая буква лежит, чтобы воспользоваться этим в свою очередь.

 

Прятки – редкий ребенок не любит эту игру.

Ведущий прячет несколько букв, а остальные ищут эти буквы, время от времени спрашивая у ведущего:

- Где спрятались …..«Мм» и «Сс»?

- …..«Мм» уже ближе, а «Сс» еще далеко – отвечает ведущий.

 

Определи букву на ощупь. Каждый участник получает объемную букву под большой плотной салфеткой и пытается на ощупь определить, какая под ней буква.

 

Список игр легко можно продолжить. Главное, чтобы игры проходили весело, даже если в них играют всего два игрока.

 

Сказки

Большинство детей с удовольствием будут слушать, а потом проигрывать придуманные вами сказки о буквах. Например, такие:

«Маленькая буква «а» была совершенно не похожа на своих родителей (большие буквы «А»).

Иногда другие маленькие буквы даже подсмеивались над ней из-за этого, поэтому маленькая буква «а» не очень любила играть во дворе с другими маленькими буквами. Вот и сегодня маленькая буква «а» не вышла со всеми во двор, а сидела у окна и грустила:

- Удивительно, у всех наших соседей букв «П», «С», «Ж» дети похожи на родителей, а я совсем не похожа на папу с мамой. Может я и вовсе не буква «а».

Вдруг, во двор въехала машина с вещами и из нее выпрыгнули совершенно незнакомые буквы. Две большие и две маленькие. Маленькие буквы были тоже непохожи на большие.

- Может маленькие вовсе не дети больших букв, - вслух подумала маленькая буква «а».

- Да, что ты! Это буквы «Б» с детишками, они переезжают в наш дом,- услышала дочку большая буква «А», которая в это время накрывала на стол.

- Да? Я хочу с ними дружить.  Давай пригласим их к нам на обед, - попросила маленькая буква «а».

- Ты права, малышка. Наверное, они устали и проголодались с дороги.

С тех пор у малышки буквы «а» появились настоящие друзья, да и другие маленькие буквы больше ее не обижали.»

Раскраска 1Раскраска 2Раскраска 3Раскраска 4Раскраска 5   

 

©  Автор статьи

 Эмма Птицына