8 (499) 550 16 00
Москва
8 (499) 550 16 00
Москва

«Математика - это просто!»

 МатематикаОсобенности мышления дошкольника

Мы уже знаем, что маленький ребенок не просто меньше и слабее взрослого человека, а его мироощущение и мышление сильно отличается от мировосприятия и мышления взрослых людей. У малыша обычно почти не развито чувство долга, но он неутомим в игре. Он не может сохранять внимание к одному предмету надолго, но если его мозг готов и ему интересно, он за несколько минут обучается довольно сложным вещам.

Малыш быстро растет и изменяется, поэтому память у большинства детей недолговечна и требует постоянного повторения и закрепления. При этом мы не просто повторяем пройденное, а прорабатываем его на более высоком уровне.

Не все знают, что и математическое мышление дошкольника тоже своеобразно:

Двухлетний малыш, считая ступеньки, иногда совершенно без ошибок выговаривает:

— Один, два, три, четыре ...

Однако, на вопрос: «Сколько всего предметов?» — ребенок отвечает: «Не знаю». Как правило, только к трем с половиной - четырем годам малыши перестают путать числа при пересчете предметов и с легкостью обучаются складывать и вычитать числа в пределах пяти, но выполнять эти действия с числами больше пяти, дети до четырех-четырех с половиной лет обычно не могут.

Дошкольники часто считают, что при сложении 5 красных яблок и 2 зеленых может получиться не то же число, которое получится при сложении 5 и 2 рыбок. Они могут сомневаться в том, что то, что получилось вчера при сложении 5 и 2 получится и сегодня.

Маленькие дети убеждены, что, если разложить счетный материал (одинаковые палочки, грибочки, яблоки и проч.) по шире, то его станет больше, а если передвинуть эти предметы поближе друг к другу, то их окажется меньше. Они не уверены и в том, что если 7 грибочков  переложить иначе, то их число не изменится.  

Если предложить начинающему считать ребенку, сложить, например, 3 и 2 яблока, то он, как правило, начнет  пересчитывать все фрукты сначала:

— 1, 2, 3, 4, 5 — и лишь после этого ответит: «Пять!»

Ребенок постарше станет рассуждать иначе:

— У нас есть 3 яблока, и мы можем добавить к ним еще 2 по одному или  все сразу: 3 + 1 + 1 = 5 или: 3 + 2 = 5.

Большинство дошкольников считает, что, если сплюснуть кусок пластилина, то его станет меньше, а если растянуть, то больше, и что пух всегда легче камня. Так подсказывают им их чувства.

Эти стадии развития дошкольников первым открыл и описал французский психолог Жан Пиаже. В его честь они получили название «феномены Пиаже».

Большинство подобных  феноменов пропадают по мере взросления ребенка. Обычно они уходят к  6-7 годам, но некоторые из них остаются и до 9-10 лет. Однако при правильном обучении все дошкольники к 6 годам способны освоить счет, сложение и вычитание, а также решение простых арифметических задач. В этот период важнее всего не обидеть ребенка пренебрежительным отношением к его возможностям, поселив в нем неуверенность в собственных силах. 

 

Математика – это естественная часть жизни ребенка

Занимаясь с ребенком, полезно помнить, что всякое обучение проходит три фазы: привыкание, осмысление и осознанное запоминание. Все, чему мы учим ребенка, должно быть связанно с жизнью, а не с чем-то абстрактным, иначе мозг ребенка отвергнет ненужные знания.

Математика особенно легко становится неотъемлемой и желанной частью жизни ребенка, такой же, как игра и прогулка. С самого начала ребенок, изучая мир вокруг него, сравнивает предметы и их свойства. Он учится отличать большой грузовик от маленького легкового автомобильчика, длинную палку от короткой, тяжелое ведерко с песком от легкого с формочками, кружок от квадратика и многое другое.

Общаясь со взрослыми, и слушая чтение книг, ребенок  узнает много новых слов и выражений, и среди них названия чисел и математические понятия:

— С горы скатился огромный камень …

— Крошечный человечек …

— Жили у бабуси два веселых гуся.

— Три поросенка стали жить вместе.

— У меня много машинок.

— Велосипед меньше, чем машина.

— Ты будешь играть один или пригласим Владика?

— Раз у тебя две ножки, то было и два носочка. Где же второй?

— Принеси мне, пожалуйста, круглую синюю коробку. Нет, это квадратная, а мне нужна круглая.

— Через час пойдем гулять.

Вместе с первыми потешками и стихами ребенок обычно запоминает и этот веселый стишок:

Один, два, три, четыре, пять –

Вышел зайчик погулять.

АрифметикаВ итоге, почти все дети после трех с половиной - четырех лет умеют считать, и даже складывать, и вычитать в пределах четырех-пяти. Однако родители могут этого не замечать, а малыш без помощи взрослых может не зафиксировать это умение и даже разучиться. 

 

 

 

©  Автор статьи

 Эмма Птицына