8 (499) 550 16 00
Москва
8 (499) 550 16 00
Москва

«Развитие памяти и внимания»

Память и внимание  Я много раз встречала способных и очень способных ребят, которые учились весьма посредственно. Причиной чаще всего оказывалась обычная невнимательность и отсутствие управляемой памяти. Бороться с этими проблемами очень непросто, поэтому, чем раньше мы начнем работать над ними, тем лучше.

 Родители обычно думают, что начинать надо с неких упражнений, но если в семье ребенка неспокойно, или его упрекают за его промахи, то невнимательность от этого может только усилиться, а память не развиться.

 Итак, мы научились подмечать в ребенке только хорошее, а остальное не замечать, и поступаем мы так, не только потому, что не хотим травмировать ребенка, но и для того, чтобы не закреплять негативное поведение. Последнее можно сказать обо всем, за что нам хочется пожурить ребенка. В противном случае наш ребенок может начать играть в психологическую игру «я самый рассеянный и бестолковый».

Эмиля Виктора РьюВ эту игру явно играет Мистер Бом из стихотворения английского поэта Эмиля Виктора Рью.  Возможно, не случайно эти стихи родились в чопорной Англии, где детей традиционно воспитывали очень строго.

 

                 

     

 

"СЭР БОМ ВДРЕБЕЗГИ"

Добро пожаловать, сэр Бом!

Вам чай с лимоном? с молоком?

Ах! Что это? Разбилась чашка?

Но вы не обожглись, бедняжка?

Позвольте, я вас промокну...

Пустяк! Возьмем еще одну,

Я сам частенько их роняю.

Не огорчайтесь! Выпьем чаю.

Как там ваш родственник, сэр Бом? —

Ну, тот, что пробил стенку лбом,—

Встает с постели понемногу?

Ну, слава богу, слава богу...

Поосторожней, сэр! Ваш стул!..

Как он ужасно громыхнул!

Вы не ушиблись? Просто счастье!

Что — снова склеить эти части?

Не стоит, стул был старый — он

Елизаветинских времен.

Там вензель был на верхней планке.

Оставьте на полу останки!

Забудемте про старину;

Давайте подойдем к окну.

Тут вся стена плющом увита.

Куда вы, сэр?!

Окно закрыто!!!

Вы не порезались стеклом?

Нет? Это — чудо, милый Бом!

Я показать хотел вам что-то.

Вот эта ваза — терракота —

Довольно ценная... была.

Ну, ничего! Нога цела?

Я рад, что вы знаток фарфора.

Уже уходите? Так скоро?

Почаще к нам!

Всегда вас ждем!

До встречи, дорогой сэр Бом!

 СЭР БОМ ВДРЕБЕЗГИ

 Лучший воспитатель ребенка — это он сам, и нам остается только разбудить этого воспитателя. Для этого мы, начиная с ясельного возраста, и до конца школы, с искренним удовольствием играем с ребенком в полезные игры, пытаясь  помочь ему сохранить игровой азарт и при изучении школьных премудростей. Наверняка, многие родители обращали внимание на чьих-то ребят, которые просто так, для своего удовольствия, соревнуются, кто больше знает столиц далеких стран, или кто быстрее решит заковыристую олимпиадную задачу. Они-то, скорее всего в будущем и окажутся  выпускниками самых лучших ВУЗов, так как у этих ребят уже есть самый существенный стимулятор памяти и внимания – интерес. Когда человеку интересно, он не устает и не замечает трудностей на пути к своей цели.

 Мы уже знаем, что память и внимание, необходимые для успешной учебы, обычно проявляются преимущественно одним или несколькими из трех способов: зрительным, слуховым и двигательным. Впрочем, существуют и осязательная память, вкусовая память и память на запахи. При желании, их тоже можно и полезно развивать, особенно у детей с недостаточно развитыми тремя видами памяти. Так у слепых детей зрительная память заменяется осязательной и слуховой, а глухие дети внимательнее к зрительным сигналам. Их даже читать учат иначе, не по слогам, а словами. Это дольше, но без слуха иначе не научиться. Зато они часто умеют читать по губам.

 Правильно подобрать игры на все виды восприятия нам помогут книги, учебные тетради и, конечно, настольные игры. Спортивные, танцевальные и другие двигательные занятия тоже улучшают память и внимание.

 Однако все не так просто, у разных людей память и внимание на разные вещи разная. Есть люди, которые отлично запоминают и различают марки машин и лица людей, но они же не запоминают правила русского языка или не умеют решать задачи по тригонометрии. Встречаются круглые отличники, не умеющие нарисовать кружок, или месяцами не узнающие своих тренеров или учителей в лицо. Некоторые люди мгновенно запоминают цифры и даты, но словарные слова пишут с ошибками, не смотря на огромное количество времени, потраченное на их запоминание. Исходя из этого, мы хотя и стараемся развить все виды памяти и внимания, но выбираем школу, а затем будущую профессию с учетом реальных возможностей ребенка. Многие родители очень рано настраивают детей на будущую профессию. Часто иначе нельзя, но если ребенку наши амбиции не по силам, то лучше набраться мужества и изменить направление поиска. Так, если ребенок необычайно рассеян, то не стоит его готовить в профессии, где от него зависят чужие жизни. Правда, по-настоящему, насколько способен, ответственен и внимателен ребенок, можно судить только после 15-16 лет.

 

 Поэтому пока просто играем и получаем удовольствие от общения с нашими детьми. Игр много, и не так уж важно, какие именно игры на данную тему мы выберем для очередного занятия, но полезно придерживаться нескольких правил:

 1. Чем больше методов развития ребенка, тем лучше. Это улучшит его общее развитие. Речь разных учителей, использующих свои методы изложения материала, не собьёт такого ребенка и не загонит его в тупик.  Он скорее научится выбирать новые способы решения проблем и экспериментировать. Таким образом, и игры должны быть как можно более разнообразными, чтобы они помогали развивать способности ребенка разными способами и с разных сторон, от карточных до спортивных, от логических игр и головоломок до словесных, объясняющих слова и тексты, от игр на счет и решение математических задач до географических и прочих.

 2. Играть в каждую новую игру лучше до тех пор, пока ребенок не сможет ее понять и отработать, но необязательно играть каждый день и лучше не слишком много времени. Малышам часто достаточно всего 10-15 минут, а детям постарше от 20 до 40 минут в день. Если ребенку нравится, то в один день можно поиграть и в 2-3 разные игры.

 3.  На первых порах слова для малышей только фантики для эмоций, а смысл слов они постигают только со временем, поэтому в игре для малышей должно быть больше веселья, смеха и движений. Если в умной карточной игре нет движений, то можно придумать их самим. Например, всем попрыгать после правильного ответа или добежать до угла комнаты и оттуда дать ответ.

 4. Если ребенок почему-либо не готов сосредоточиться, то можно предложить ему закрыть глаза, расслабиться и попытаться представить задание, а потом, не открывая глаз, дать на него ответ. После этого, на счет «раз, два, три» можно встать и даже попрыгать.

 5. Игры должны быть посильными для детей, а взрослые не должны слишком увлекаться и часто выигрывать, иначе ребенок не захочет больше играть.

 

 Если мы сами интересуемся тем, что делаем, любим учиться и постоянно работаем над нашими отношениями в семье, то нам несложно будет поддерживать и интерес ребенка ко всему новому, к желанию решать непростые задания и побеждать свои слабости. Со временем наша роль в воспитании ребенка сведется к одобрению и поддержке, а пока не стоит жалеть на все это времени.

 

 (материалы: http://puppets-lamp.ru/index.php?dn=kidsclub&to=art&id=373)

 

©  Автор статьи

 Анна Сергеевна Речицкая