+7 (499) 550 16 00
0
0

Ваша корзина пуста!

(Примерные сценарии занятий)

Мало кто знает, что совсем маленькие ребятишки после 3,5-4 лет умеют складывать и вычитать, но если никто этого не замечает и не поддерживает, то могут даже разучиться.

У меня есть простой тест на готовность ребенка к чтению и математике:

- Наденька, сколько здесь грибочков (или любых других одинаковых предметов)?

- Один.

- Молодец! А если я ещё один грибочек добавлю, сколько будет? - спрашиваю я, но пока ничего не кладу.

- Два.

Я добавляю второй, и Надюша снова пересчитывает грибочки.

- Теперь сколько грибов?

- Два.

- Сколько станет грибов, если я положу еще один? - снова спрашиваю я и ничего не добавляю.

- Три, — легко решает задачу малышка.

Снова добавляем и убеждаемся, что на столе три грибочка.

- У нас сейчас три грибочка, а сколько останется, если я один уберу?

- Два, — с удовольствием отвечает Наденька.


Я уже чувствую, что девочка созрела для занятий, но для верности через несколько дней довожу количество одинаковых предметов до пяти. Надюша не обманула мои ожидания и с легкостью прибавляла и убавляла в уме любые предметы по одному.

Однако до трех с половиной лет заниматься сложением и вычитанием очень редко кто сможет, а вот внушить ребенку неуверенность в своих возможностях заданием не по возрасту - легко.

Поэтому в любом возрасте, если ребенок начинает ошибаться, то незаметно наводим его на правильный ответ и переходим к другим делам.

Все люди, так или иначе, еще в детстве создают свой образ числа. Иногда он бывает очень громоздкий и не помогает, а затрудняет счет. Однако существует древний оптимальный образ числа, которым мы можем поделиться с ребенком после трех 3,5 лет. Да, это точки на домино.


Как же играть в математику с помощью домино с точками?

Сначала убираем из набора все шестерки.

1. Играем в домино:

 Играем как в обычное домино, но вслух и «в открытую».

- Я ставлю: один-один.

- А я - один-два.

- Я - два-три.

Пока ребенок пересчитывает точки, можно у него спросить:

- Как из тройки сделать двойку?

- Спрятать одну точку, - говорит и показывает малыш.

- Спрятать значит отнять? - уточняет взрослый.

- Да, а если к четверке дорисовать точку, то будет пять!

- Молодец, выходит дорисовать - это прибавить?

Игра в математику тоже не должна длиться дольше 5-10 минут.

Итак, наш ученик легко находит нужные кости домино и объявляет, что выкладывает на стол. Теперь можно перейти к цифрам.


2. Находим соответствие между цифрами и количеством точек на домино:

Выкладываем вместе с малышом кости домино с точками от одной до пяти, как показано на картинке, и против каждой костяшки ставим соответствующие цифры.


Когда ребенок научится складывать и вычитать в пределах пяти, постепенно увеличиваем числовой ряд  до десяти. Для того чтобы ребенок лучше прочувствовал математические образы, выкладываем все костяшки с числом точек больше пяти, только как сумму (пяти и другого числа).

Ребенок смотрит на домино, пересчитывает и проговаривает:

5+1=6,  5+2=7,  5+3=8,  5+4=9,  5+5=10

 

3. Выставляем с малышом цифрами числа от одного до пяти.

Затем предлагаем ребенку отвернуться, и убираем одно число:

- Теперь, Митя, повернись и угадай, какое число я спрятала, — произносит с энтузиазмом ведущий.

В этой и последующих играх ребенок и взрослый становятся ведущими по очереди. При этом взрослый может выигрывать только один раз за занятие. Иначе ребенку станет неинтересно.

Позже также увеличиваем числовой ряд до десяти. Параллельно начинаем играть в другую игру с домино.


4. Увеличиваем поле восприятия глазами: 

Берем любые костяшки, лучше две или три штуки, и просим ребенка их запомнить.

- Запомнил, а теперь отвернись. Я одну спрячу, а ты скажешь какую.

- Ты спрятала четыре-три, — ошибается Митя.

- Посмотри, пожалуйста, еще раз, — без малейшего упрека просит ведущий.

Дальше игра повторяется.

Эта игра пригодится нам и для обучения чтению, только запоминать тогда, нужно будет буквы. Через неделю или две, когда наш ученик перестает ошибаться, переходим к сложению.


5. Игра на сложение:

Как и в предыдущей игре, выбираем 2-3 костяшки и просим ребенка их запомнить. Однако теперь прячем костяшку попроще и ждем, когда Митя ответит:

- Ты спрятала два-один.

- Да, а ты видишь эти точки в уме?

- Сколько их всего?

- Три - отвечает Митя.

С этого момента мы не просто отвечаем, какая костяшка домино была спрятана, но и говорим, сколько всего на ней точек.

Сначала прибавляем по одной точке. Позже усложняем задание и, в зависимости от того насколько нам удается удержать интерес ребенка, через некоторое время доходим до десяти.


6. Игра на вычитание:

Это действие у многих ребят вызывает неуверенность, поэтому объясняем как можно нагляднее:

- Митя, какая костяшка у тебя в руках?

- Пять-два — вместе семь!

- Ты уверен, что точек всего семь?

- Да.

- Смотри, я закрываю пять точек, сколько останется?

- Две.

- То есть семь отнять пять будет два?

- Да.

- А теперь я закрою две точки, что останется?

- Пять точек.

- Молодец! Да, семь отнять два получится пять!

Теперь, каждый раз, когда Митя сомневается, он находит нужную костяшку и прикрывает одну половинку ладонью:

- Четыре-два — вместе шесть. Прячем четыре, остается два. Шесть отнять четыре будет два.


7. Состав числа и другие посильные для дошкольника задания:

Состав числа после этих игр никаких затруднений не вызывает.

Соревнуемся, кто больше соберет костяшек, равных по сумме точек. Обсуждаем, какие слова (глаголы) означают «отнять», какие – «прибавить». Пора переходить к решению простых задач. Учимся придумывать задачи и задавать к ним вопросы.

Очень важно уметь посчитать, сколько не хватает до пяти и до десяти:

- Наденька, у нас есть три шарика, сколько нам не хватает до пяти?

- От трех до пяти не хватает двух. Нам не хватает двух шариков.

- Митя, у нас семь чашек, а нас десять человек. Сколько чашек не хватает до десяти? 

- От семи до десяти не хватает трех. Нам не хватает трех чашек.


Этот метод обучения хорошо зарекомендовал себя для дошкольников, начиная с 3,5-4 лет, но его можно применять и позже, и даже для школьников младших классов, которые ещё не твёрдо считают. После того, как у ребенка сформируется образ числа, очень важно поддерживать его интерес к математике настольными играми.


Теперь мы знаем, что достаточно заниматься математикой по 10 минут один-два раза в день, чтобы развить у ребенка логическое и математическое мышление. Используйте домино с точками, придумывайте игры с числами, а главное - не давите на ребенка и не порождайте у него неуверенность или страх перед математикой. Систематические игры и задания помогут вашему ребенку уверенно чувствовать себя в мире математики и успешно справляться со школьными заданиями в будущем.

©  Автор статьи

Эмма Птицына


Связанные товары