(Примерные сценарии занятий)
Мало кто знает, что совсем маленькие ребятишки после 3,5-4 лет умеют складывать и вычитать, но если никто этого не замечает и не поддерживает, то могут даже разучиться.
У меня есть простой тест на готовность ребенка к чтению и математике:
- Наденька, сколько здесь грибочков (или любых других одинаковых предметов)?
- Один.
- Молодец! А если я ещё один грибочек добавлю, сколько будет? - спрашиваю я, но пока ничего не кладу.
- Два.
Я добавляю второй, и Надюша снова пересчитывает грибочки.
- Теперь сколько грибов?
- Два.
- Сколько станет грибов, если я положу еще один? - снова спрашиваю я и ничего не добавляю.
- Три, — легко решает задачу малышка.
Снова добавляем и убеждаемся, что на столе три грибочка.
- У нас сейчас три грибочка, а сколько останется, если я один уберу?
- Два, — с удовольствием отвечает Наденька.
Я уже чувствую, что девочка созрела для занятий, но для верности через несколько дней довожу количество одинаковых предметов до пяти. Надюша не обманула мои ожидания и с легкостью прибавляла и убавляла в уме любые предметы по одному.
Однако до трех с половиной лет заниматься сложением и вычитанием очень редко кто сможет, а вот внушить ребенку неуверенность в своих возможностях заданием не по возрасту - легко.
Поэтому в любом возрасте, если ребенок начинает ошибаться, то незаметно наводим его на правильный ответ и переходим к другим делам.
Все люди, так или иначе, еще в детстве создают свой образ числа. Иногда он бывает очень громоздкий и не помогает, а затрудняет счет. Однако существует древний оптимальный образ числа, которым мы можем поделиться с ребенком после трех 3,5 лет. Да, это точки на домино.
Как же играть в математику с помощью домино с точками?
Сначала убираем из набора все шестерки.
1. Играем в домино:
Играем как в обычное домино, но вслух и «в открытую».
- Я ставлю: один-один.
- А я - один-два.
- Я - два-три.
Пока ребенок пересчитывает точки, можно у него спросить:
- Как из тройки сделать двойку?
- Спрятать одну точку, - говорит и показывает малыш.
- Спрятать значит отнять? - уточняет взрослый.
- Да, а если к четверке дорисовать точку, то будет пять!
- Молодец, выходит дорисовать - это прибавить?
Игра в математику тоже не должна длиться дольше 5-10 минут.
Итак, наш ученик легко находит нужные кости домино и объявляет, что выкладывает на стол. Теперь можно перейти к цифрам.
2. Находим соответствие между цифрами и количеством точек на домино:
Выкладываем вместе с малышом кости домино с точками от одной до пяти, как показано на картинке, и против каждой костяшки ставим соответствующие цифры.
Когда ребенок научится складывать и вычитать в пределах пяти, постепенно увеличиваем числовой ряд до десяти. Для того чтобы ребенок лучше прочувствовал математические образы, выкладываем все костяшки с числом точек больше пяти, только как сумму (пяти и другого числа).
Ребенок смотрит на домино, пересчитывает и проговаривает:
5+1=6, 5+2=7, 5+3=8, 5+4=9, 5+5=10
3. Выставляем с малышом цифрами числа от одного до пяти.
Затем предлагаем ребенку отвернуться, и убираем одно число:
- Теперь, Митя, повернись и угадай, какое число я спрятала, — произносит с энтузиазмом ведущий.
В этой и последующих играх ребенок и взрослый становятся ведущими по очереди. При этом взрослый может выигрывать только один раз за занятие. Иначе ребенку станет неинтересно.
Позже также увеличиваем числовой ряд до десяти. Параллельно начинаем играть в другую игру с домино.
4. Увеличиваем поле восприятия глазами:
Берем любые костяшки, лучше две или три штуки, и просим ребенка их запомнить.
- Запомнил, а теперь отвернись. Я одну спрячу, а ты скажешь какую.
- Ты спрятала четыре-три, — ошибается Митя.
- Посмотри, пожалуйста, еще раз, — без малейшего упрека просит ведущий.
Дальше игра повторяется.
Эта игра пригодится нам и для обучения чтению, только запоминать тогда, нужно будет буквы. Через неделю или две, когда наш ученик перестает ошибаться, переходим к сложению.
5. Игра на сложение:
Как и в предыдущей игре, выбираем 2-3 костяшки и просим ребенка их запомнить. Однако теперь прячем костяшку попроще и ждем, когда Митя ответит:
- Ты спрятала два-один.
- Да, а ты видишь эти точки в уме?
- Сколько их всего?
- Три - отвечает Митя.
С этого момента мы не просто отвечаем, какая костяшка домино была спрятана, но и говорим, сколько всего на ней точек.
Сначала прибавляем по одной точке. Позже усложняем задание и, в зависимости от того насколько нам удается удержать интерес ребенка, через некоторое время доходим до десяти.
6. Игра на вычитание:
Это действие у многих ребят вызывает неуверенность, поэтому объясняем как можно нагляднее:
- Митя, какая костяшка у тебя в руках?
- Пять-два — вместе семь!
- Ты уверен, что точек всего семь?
- Да.
- Смотри, я закрываю пять точек, сколько останется?
- Две.
- То есть семь отнять пять будет два?
- Да.
- А теперь я закрою две точки, что останется?
- Пять точек.
- Молодец! Да, семь отнять два получится пять!
Теперь, каждый раз, когда Митя сомневается, он находит нужную костяшку и прикрывает одну половинку ладонью:
- Четыре-два — вместе шесть. Прячем четыре, остается два. Шесть отнять четыре будет два.
7. Состав числа и другие посильные для дошкольника задания:
Состав числа после этих игр никаких затруднений не вызывает.
Соревнуемся, кто больше соберет костяшек, равных по сумме точек. Обсуждаем, какие слова (глаголы) означают «отнять», какие – «прибавить». Пора переходить к решению простых задач. Учимся придумывать задачи и задавать к ним вопросы.
Очень важно уметь посчитать, сколько не хватает до пяти и до десяти:
- Наденька, у нас есть три шарика, сколько нам не хватает до пяти?
- От трех до пяти не хватает двух. Нам не хватает двух шариков.
- Митя, у нас семь чашек, а нас десять человек. Сколько чашек не хватает до десяти?
- От семи до десяти не хватает трех. Нам не хватает трех чашек.
Этот метод обучения хорошо зарекомендовал себя для дошкольников, начиная с 3,5-4 лет, но его можно применять и позже, и даже для школьников младших классов, которые ещё не твёрдо считают. После того, как у ребенка сформируется образ числа, очень важно поддерживать его интерес к математике настольными играми.
Теперь мы знаем, что достаточно заниматься математикой по 10 минут один-два раза в день, чтобы развить у ребенка логическое и математическое мышление. Используйте домино с точками, придумывайте игры с числами, а главное - не давите на ребенка и не порождайте у него неуверенность или страх перед математикой. Систематические игры и задания помогут вашему ребенку уверенно чувствовать себя в мире математики и успешно справляться со школьными заданиями в будущем.
© Автор статьи
Эмма Птицына